+7(812)336-32-57  

info@unix-spb.ru, Telegram: @Unix Spb 

Санкт-Петербург,

ул.Арсенальная, д.23, к.1

 

 

"Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки." 

—  Мишель де Монтень французский писатель и философ 1533–1592



Основное преимущество и гордость нашей компании - ИНЖЕНЕРЫ! Это и программисты, и проектировщики, и сервисные инженеры, и строители. Они - умные, сверхскоростные, активные интеллектуалы, которые любят оперативно и профессионально решать ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ задачи! В данном разделе мы будем рассказывать о сложных проектах, которые реализовали наши инженеры, а также -рассказывать о достижениях инженеров прошлого и настоящего.

 

И первый наш рассказ - о Русском шотландце Чарльзе Берде. 

Он был механиком, инженером, литейщиком, одним из самых удачливых предпринимателей России начала ХIХ века.

 

Год и место рождения: 1766 г., Уэстертон,  шотландское графство Стерлингшир

Семья: один из девяти детей Николая Берда, управляющего каналом Форт-энд-Клайд

Образование: техническое, полученное на знаменитом Карронском пушечном заводе рядом с городом Фолкерком, где в 19 лет занял пост контролёра в оружейном отделе

 

      портрет Чарльза2    табличка на заводе

 

Биография:

  • 1786 год -  Чарльз (Карл Николаевич) Берд приехал в Россию в качестве помощника Ч. Гаскойна на Александровский пушечно-литейный завод в г. Петрозаводск
  • 1789 год - Ч. Берт был командирован в г. Кронштадт на строительство чугунно-литейного завод
  • 1792 год - вместе с братом он вступил в товарищество с петербургским заводчиком, инструментальным мастером Ф. Морганом. Железоделательные мастерские с плавильными печами на западной приморской окраине Санкт-Петербурга, называемой Коломной, на Матисовом острове дельты Невы, были переоборудованы в механико-литейный завод. Были построены и другие предприятия Берда — лесопильный завод, паровая мукомольня и др. Очень скоро Ч. Берд отделил своих компаньонов и стал единственным владельцем завода.

завод Берда

  • Основным двигателем завода стала паровая машина. Это была первая, построенная в России, паровая машина уаттовского типа (машина двойного привода с конденсатором, до этого в России использовались только паро-атмосферные машины).
  • 1796 г. к литейной мастерской была пристроена корабельная верфь и механическая мастерская, здание завода переместилось в четыре каменных корпуса.
  • 1800 г. Берд получил разрешение на постройку двух крупных коммерческих судов по чертежам лучшего корабельного мастера Черноморского Адмиралтейского правления Александра Семеновича Катасанова.
  • К началу XIX века завод перешёл на производство паровых двигателей. В 1800 году на заводе побывал император Павел I, который так был поражен увиденным, что немедленно издал указ для Адмиралтейств-коллегии: «Ввести в употребление по адмиралтейству для облегчения ручных работ... огненную машину малого размера, подобную той, каковая существует на заводах аглицкого купца Берда».
  • 1813 год император Александр I дал монопольное право на эксплуатацию пароходных судов по всей России на 15 лет американскому изобретателю паровой машины Роберту Фултону. Но Фултон не смог воспользоваться договором, и в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна. Встал вопрос о создании отечественного пароходостроения. Первое российское паровое судно — родоначальник первых русских пароходов (тогда их называли «стимботы») было построено в 1815 г. на заводе Берда.
  • В 1816 году Берд построил на своем заводе второй пароход с паровой машиной мощностью 16 лошадиных сил и начал перевозить пассажиров в Кронштадт
  • 9 июня 1817 года Берд получил привилегию на исключительное право в течение 10 лет использовать паровые суда в России.

пароход

  • до 1825 года завод Ч. Берда был единственным в России предприятием, который систематически выпускал паровые машины, различные станки и механизмы для нужд всей страны. За этот период на заводе была изготовлена 141 паровая машина. Карл Николаевич Берд в 1811 году был пожалован императором чином обер-гиттенфервалтера VIII класса (чин горного ведомства, соответствует гражданскому чину коллежского асессора и дает право на получение дворянства). В 1817 г. он был награжден орденом Св. Анны II степени и получил следующий чин обер-бергмейстера VII класса (соответствует надворному советнику). В номенклатуре завода значились печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины.
  • Самым крупным заказчиком завода Берда в эти годы стала Комиссия по построению Исаакиевского собора, выбравшая завод Берда главным исполнителем всех работ по металлу. Благодаря заказам на Исаакиевский собор, завод создал «железоделательное» (листопрокатное) производство с молотами, развивающими усилие до 90 пудов и паровым приводом мощностью 80 лошадиных сил. В кузнечном производстве в 40 горнах можно было в течение двух часов расплавить до 24 000 фунтов (около 9,5 т) меди или бронзы и отлить форму длиной до 5 м. Одним из первых на завод Берда от Комиссии по построению поступил заказ на изготовление паровой машины для производства цемента. С 1820 года в основном требовались вспомогательные детали: стержни, связи, накладки на деревянные устройства — настилы, пристани для разгрузки материалов на берегу Невы, приспособления для выгрузки гранитных колонн весом до 120 тонн.

горка в исаакий для транспортировки колонн

  • К 1821 году О. Монферран уже разработал основные чертежи, известны стали размеры главных элементов конструкций собора. На заводе Берда начали изготавливать бронзовые базы и капители колонн. Над этими элементами трудились до 1832 года. Также на заводе изготавливались металлические детали лесов для установки гранитных колонн. Для перевозки гранитных монолитов и их подъема по наклонным деревянным настилам на заводе Берда были заказаны шесть специальных телег «медведок» грузоподъемностью 600 и 400 пудов (соответственно 10 и 7 т).
  • Для организации перевозки гранитных монолитов для колонн Исаакиевского собора Берд построил два парусных судна — «Святой Исаакий» и «Святой Петр». В 1821-1824 годах с их помощью было доставлено на строительство 36 колонн, причем перевозка каждой из них обошлась казне в 8000 рублей. После 1824 г. судам стал необходим капитальный ремонт; поэтому Комиссия заказала у Берда два паровых буксира. Будущая колонна погружалась в Питерлаксе на специальную баржу, к ней с обоих бортов были принайтовлены буксиры, и таким образом они транспортировали груз к месту строительства. Специальным распоряжением Министерства Двора Е. И. В. было приказано морской службе пропускать эти суда без досмотров.
  • После 1829 года на заводе Берда стали строить более мощные пароходы (до 300 лошадиных сил), и он получил заказ на перевозку морским путем итальянского мрамора для облицовки Исаакиевского собора. В 1825-1832 годах на предприятии Берда изготавливают уникальные приспособления для передвижения, подъема и установки гранитных колонн, в том числе блоки большой грузоподъемности, направляющие для канатов, выдерживающие усилие до 20 т, а также устройства поворота колонн. Грандиозные по своему объему работы были выполнены для изготовления железных и чугунных деталей конструкций купола Исаакиевского собора.
  • 1843 г. - Монферран запросил разрешение установить в Исаакиевском соборе 16 духовых (коробовых) печей или колориферов. Такой способ отопления автор проекта собора считал самым безопасным для своего творения — печи не требовали никаких переделок в здании. Чтобы убедить Комиссию он предложил заказать образец печи у русского инженера Чарльза Берда. В сентябре 1843 года образцовая печь в подземных галереях, наконец, была готова.
  • В 1838-1845 годах изготавливались металлические детали для сводов фронтонов и малых куполов. В это же время на меднолитейном заводе заказывается оснастка для 24 колонн барабана купола, приемка которых состоялась в 1837-1838 годах, а также покрытие медными листами внешних конструкций антаблемента. Для транспортировки грузов от пристани на Неве до строительства были созданы рельсовые пути, рельсы для которых также создавались на заводе Берда. Система этих путей была достаточно разветвленной и пересекала городские улицы, поэтому рельсы, чтобы не мешать движению, укладывали на одном уровне с дорожным покрытием, за их состоянием постоянно следили заводские инженеры.

рельсы для колонн

  • Таким образом, благодаря Берду в 1839 году в Санкт-Петербурге появился первый городской рельсовый транспорт. Когда монтаж купольных конструкций завершился, заводские специалисты начали изготавливать и монтировать лестницы и переходы внутри купола, готовить окантовку дымовых труб на крыше, оконные переплеты, решетки, по которым перемещались по крыше, устанавливать печи в подвале, громоотводы и многое другое. Для кирпичных стен собора мастера завода Берда изготовили «рольный» (раскатанный до толщины 1-2 мм) свинец, при помощи которого изолировалась кладка от наружной мраморной облицовки. В 1844 году на завод начали поступать заказы на отливку скульптурного убранства для Исаакиевского собора.

 

 

И второй наш рассказ - о выдающемся инженере и архитекторе - Николае Александровиче Львове

 

Природа столько вложила в него! Это был оригинальный, легкий, веселый человек, в нем было что-то от Моцарта.

А еще его называли "русский Леонардо" - так широк был круг его увлечений, так открыта была его душа для творчества. (М.Н. Муравьев).

 

Николай Александрович Львов – выдающийся инженер и архитектор. Первый в России и один из первых в мире - человек, озадачившийся вопросами управления микроклиматом, эффективного энергосбережения и усовершенствования системы отопления в постройках разного функционального назначения.

 

  large 800px-Levickij Lvov 1789 1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год и место рождения: 1753 г. в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка, в Тверской провинции Новгородской губернии

Семья: Сын небогатого тверского помещика

Образование: общевойсковая школа при Измайловском полку в Петербурге. Знания по архитектуре и инженерным наукам получал самостоятельно.

Изобретения:

1. Придумал устройство высокоэффективной калориферной печи, где воздух «автоматически» подсасывается снаружи, проходит сквозь топку и выпускается в помещение, – отмечает историк архитектуры Станислав Словицкий. – Об этом открытии, правда, потом быстро забыли, но именно на его основе через 100 лет «изобрели» всем теперь известные Амосовские печи. Хотя правильнее было бы называть их именем Львова»;

2. Стал первым создателем и теоретиком отопительно-вентиляционных систем;

3. Разработал и внедрил для зданий систему парового отопления, расположенного под полом;

4. Стал основателем отечественной каменноугольной и торфяной промышленности, создав систему поиска залежей угля и торфа по всей стране;

5. В 1797 году он опубликовал отдельный труд «Русская пиростатика». Для экономии дров и отвода дыма из жилых помещений он предлагал (и успешно реализовывал на всех своих объектах) оборудовать печи колосниками и использовать коленчатую систему дымоходов. Также в кладке стен предусматривались воздушные ходы вдоль печных труб, которые имели воздухозаборник на уровне цоколя снаружи и выход в подкровельное пространство помещений. То есть впервые применялся конвекционный принцип отопления, сходный с современной приточной вентиляцией.

Созданные проекты:

За 52 года, всего лишь, которые прожил Николай Львов, он создал более 80 архитектурных проектов.

В их числе:

  • здание Почтового стана (главпочтамта) в Санкт-Петербурге,
  • ворота Александро-Невской лавры,
  • Приоратский земляной дворец в Гатчине,
  • церковь Кулич и Пасха в Санкт-Петербурге,
  • величественные соборы и типовые почтовые станции,
  • несколько жилых домов в Москве, среди них – нынешнее здание Московского архитектурного института,
  • подмосковные усадьбы Безбородко, Лопухина, Воронова, Соймонова,
  • усадебные комплексы в окрестностях Торжка.

 

1200px-Невские ворота Петропавловской крепости

Приоратский дворец2

церковь Кулича и Пасхи